Вторник, 15 августа 2017   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно
13:10, 05 октября 2013

Интерактивность на радио


Здравствуйте, друзья, коллеги! Сегодня я хочу поговорить об интерактивности на радио. Интерактивность — это обратная связь. Начнем мы, не с телефонных звонков и SMS-сообщений а ... со структуры и содержания эфира. Итак...

Интерактивность: Вся власть — радиослушателям!

 

ИнтерактивностьРадиобизнес зависит от привлечения и удержания клиентов. Сегодня слушатель, которому не нравится какой-то музыкальный отрывок просто переключается на радио, которое нравится ему больше. Благо, в сети сейчас огромное количество всевозможных радио-вещателей. Так радиостанция начинает терять свою аудиторию, которая тает и постепенно сходит на нет. Сегодня слушатели держат в своих руках право даровать жизнь или обрекать на смерть целые коллективы, занимающиеся музыкальным коммерческим радиовещанием.
Умение удовлетворить свою целевую аудиторию, знать ее вкусы, ее ожидания ставится во главу угла на ведущих станциях. Сегодня  важно построить внутреннюю информационную систему, способную создать детальный портрет потребителя, систему, постоянно сообщающую о его положительной и отрицательной реакции на продукт, которым является эфир каждого радио, поэтому музыкальные маркетинговые исследования  играют такую же важную роль, как и профессионализм команды, делающей то или иное радио.
Каждый день приносит что-то новое. Каждую минуту происходят социальные, рыночные, финансовые и технические изменения. При всем при этом никто не знает, что будет дальше, поэтому первый шаг к лидерству — это обретение способности адекватно реагировать на перемены, которые влияют на работу. И здесь именно исследования позволяют наладить постоянную обратную связь с целевой аудиторией, вовремя среагировать на изменение ее вкусов и настроений и, как следствие, скорректировать эфир.
Рассмотрим этот вид интерактивности в общих чертах:

  • Жюри.

Подбирается специальная группа людей от 100 до 200 человек, представляющая как бы срез целевой аудитории по возрасту, полу, занятиям, образованию и т.д. Эта группа регулярно опрашивается, информация анализируется.

  • Телефонные опросы (система CATI — computer assisted telephone interview (автоматизированное телефонное интервью) или более кратко call out).

По случайной выборке на основе базы данных, скажем, городской телефонной книги, производится специальный вид опроса, когда респондентам предлагается прослушать небольшой отрывок из музыкального произведения, так называемый hook или крючок, т.е. то, что цепляет (7-12 сек.), и дать этому произведению оценку, допустим, по пятибалльной шкале. При каждом новом опросе список респондентов полностью обновляется.

  • Фокус-группа (целевая контрольная группа).

В комнате собирают 10-12 человек (с большей группой работать значительно труднее), представляющих целевую аудиторию своей радиостанции, или радиостанции-конкурента, или вообще радиослушателей. Ведущий приглашает их высказывать свое мнение по теме, предложенной организацией, заказавшей исследования. Тема определяется конкретно, например: музыка, диск-жокеи, лозунги (слоганы) радиостанции, джинглы и т.д. Вся полученная информация внимательно анализируется, принимается к сведению и является руководством к действию.

100-200 человек, представляющих целевую аудиторию, собирают в одном зале и дают прослушать все те же hooks. После каждого музыкального кусочка респонденты заполняют соответствующие графы в анкете, давая оценку прослушанному произведению. Полученные данные ложатся в основу формирования (корректировки) эфирной фонотеки.

  • Электронные исследования.

Предлагаемый вид исследований представляет собой разновидность предыдущего. Различия заключаются в том, что вместо заполнения анкет респондентам предлагается с помощью специальной ручки делать музыку громче, когда нравится, или тише, когда не нравится, давая таким образом свою оценку прослушанному отрывку. Полученные данные направляются в компьютер, который секунда за секундой автоматически анализирует то, что он «узнал». Эта техника позволяет определять вкусы аудитории не на логическом уровне, когда люди зачастую говорят не то, что чувствуют на самом деле, а то, что по их мнению от них ожидают услышать, а на подсознательном уровне, давая значительно более точные результаты.
Существует еще ряд специальных методик определения вкусов радиослушателей и, следовательно, потребителей рекламного пространства, но все они в той или иной мере являются разновидностями вышеуказанных.
Более подробно о методиках проведения музыкальных исследований см. в статье Музыкальные исследования.
Исследования на радио крайне важны, но мне в то же время хотелось бы кое от чего предостеречь. Исследования — это палка о двух концах, поэтому надо быть очень внимательным, чтобы в один прекрасный момент не подменить творческое понимание сути происходящего на механические результаты опросов целевых групп. Если применять результаты исследований абсолютно буквально, выхолащивается творческое начало, убивается инициатива, и все сводится к отображению сиюминутных общественных настроений.
Конечно же радио зависит от исследований! Сегодня это стало аксиомой. Мы стремимся соответствовать азбуке рынка: быть популярными и продавать больше рекламного пространства, чем другие. При этом самый простой способ гарантировать популярность радиостанции лежит на поверхности: надо полностью исключить музыку, способную вызвать крайние эмоции, положительные или отрицательные, причесать всех диджеев под одну гребенку, предписав им где, что и сколько говорить, время от времени давать в новостях криминал и заполнить эфир различными «радиокомиксами», например, в форме приколов Николая Фоменко (кстати, гениальное открытие, но это так, к слову) и т.д. В этом случае получается застрахованная от неожиданностей, сиюминутно хорошо продаваемая, но предсказуемая, однообразная программа. Очень опасная тенденция, которая, к сожалению, набирает обороты в FM радиоэфире, когда большинство радиостанций становятся похожими друг на друга как сестры-близнецы! Вы выигрываете тактически, но проигрываете стратегически, поэтому еще раз подчеркну: исследования требуют творческого подхода. Они не панацея, они источник информации на службе у радио. Анализ и творческое переосмысление результатов — да! Буквализм — нет!

Интерактивность: компьютер и телефон

  • Компьютер.

Современное средство связи, позволяющее поддерживать контакт со слушателями в двух видах: непосредственно через электронную почту или с помощью Интернета (контакты через сервер ICQ или Skype, участие в чатах, конференциях, голосование на сайтах и т.д.). С помощью компьютера можно пообщаться с любимым диджеем, заказать песню в программу по заявкам, послушать любимое радио (!) и т.д.

  • Телефон.

Обратная связь со слушателями через телефон используется на современном радио очень активно. Например, можно передать поздравление в эфире и заказать песню, только на этот раз своим голосом, можно поучаствовать в прямом эфире во время специальных программ, когда, например, в студии есть гости: задать им короткий вопрос, высказать свое мнение, подискутировать.
Особую роль телефон может играть в качестве средства связи при оперативном освещении каких-нибудь событий. Например, в каком-то магазине идет распродажа. На место выезжает корреспондент с сотовым телефоном. Покупатели высказывают свое мнение в прямом эфире, привлекая желающих принять участие в распродаже.
Абсолютно естественным явлением стали прямые интервью с радиослушателями прямо с улиц города, репортажи с места политических событий и т.д.
К проявлению интерактивности на радио можно причислить и участие слушателей в различных играх в эфире, викторинах, розыгрышах.

Интерактивность: Слушатели на радиостанции, различные PR-акции и т.д.

  • Слушатели на радиостанции.

Это стало уже традицией, когда, например, победители различных радиоигр приходят на станцию для получения призов или в качестве очередного PR-мероприятия на радио с экскурсией приглашается группа слушателей. Чаще всего это весьма активные и откровенные люди, которые прямо говорят, что они о нас, любимых, думают.

  • PR-акции.

Достаточно часто в рамках какой-нибудь PR-кампании, например, для проведения встреч со слушателями, концертов, дискотек в различные города вещания сетевых радиостанций выезжают их представители (диск-жокеи, директоры программ или даже президенты компаний). Опыт, приобретенный в регионах от общения с этой аудиторией, бывает просто бесценен. Вот это интерактивность! Интерактивней не бывает! Зачастую можно такое узнать о своей работе, что потом анализ услышанного занимает целые недели.
Подведем краткий итог вышесказанного.
Интерактивность на современном радио позволяет органично интегрировать это электронное средство массовой информации в наше общество.  Все перечисленные средства обратной связи не только дают возможность руководству радиостанции оперативно реагировать на происходящие события, но и обогащают эфир, приближают его к конкретному живому слушателю, позволяют простым «людям с улицы» участвовать в таком важном деле, как радиовещание, делая этот вид деятельности по-настоящему народным.

 

По материалам сайта Радиовещательные Технологии

С Уважением, Евгений Запорожский. 

Онлайн бронирование туров - 728*90

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Mr.X
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru